меню
соник и слоник

Игры для dendy по алфавиту: 1 2 3 5 6 7 8 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z С

Игры для sega по алфавиту: 1 3 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z В Д П С

tg

Компьютеры Amiga: история бренда, основные модели

Современный компьютерный рынок вырос из небольших фирм, пробующих свои силы в новой сфере бизнеса в начале 80-х годов прошлого столетия. Эта область индустрии развивалась на протяжении четырех десятков лет, совершенствовались методы и менялись технические подходы, совершались открытия и нелепые промахи. Самые сообразительные учились на ошибках – своих и конкурентов. Компьютеры Amiga стали легендой и пособием, как прекрасное начинание и блестящие перспективы в сочетании с глупыми ошибками создателей привели к полному краху.

История бренда Amiga

Еще в 1970-е годы активно велась разработка интегральных пользовательских схем и чипов, завершившихся созданием восьмибитных микропроцессоров. Молодой специалист Джей Майнер увлеченно влился в эту работу, осуществлявшуюся компанией Atari. Сотрудники не всегда были согласны с мнением менеджеров, у каждого существовало свое видение дальнейшего развития. Жесткий стиль менеджмента и суровые корпоративные правила не нравились творческим людям, энтузиастам развития «умных» машин. Поэтому они, уходя из компании, основывали небольшие фирмы, реализуя собственные проекты.

Джей Майнер на конференции разработчиков Amiga в Париже 9 февраля 1990 года

Группа инженеров, несогласная с политикой руководства, создала компанию Hi-Toro, чуть позже получившую другое имя – Amiga. Майнера пригласили возглавить в ней отдел, отвечающий за аппаратную часть. Вся работа крутилась вокруг создания игровой приставки под кодовым названием Lorraine, с дальним прицелом на то, что постепенно она будет модернизирована и усовершенствована до настоящего настольного компьютера. В качестве «сердца» приставки использовался самый популярный на тот момент процессор Motorola 68000, позволяющий ускорять графику и звук, и являющийся прямым конкурентом Intel для персональных компьютеров.

Финансирование проекта обеспечивали три стоматолога из Флориды, но бюджет все равно трещал по швам. Чтобы оставаться на плаву, сотрудникам Hi-Toro приходилось заниматься разработкой аксессуаров для находящихся на пике популярности игровых приставок ColecoVision и Atari 2600. Именно их стараниями появился на рынке динамический джойстик Joybord (аналог - Wii Fit). Вырученных за изобретение средств хватило на год работы, а в 1983 году вновь пришлось искать инвесторов. Помочь финансами согласились… конкуренты. Компания Atari, в то время находившаяся под крылом Warner, планировала выпустить игровую приставку на базе аналогичного мотороловскому процессора. Предлагалось заключить сделку: Atari вкладывала деньги в состоящую из бывших сотрудников компанию при условии передачи сроком на год эксклюзивного права использования дизайна, созданного в Amiga.

Сделка была выгодна обеим компаниям, но договаривающиеся стороны не учли насыщенность американского рынка видеоигр различного рода приставками, между собой совершенно несовместимыми. Качество игр на большинстве устройств было низким, графика - крайне примитивной. Последовал длительный кризис, который едва не привел к краху индустрии видеоигр. Теряя по миллиону долларов в день, Atari стала обузой для владельцев Warner, которые мечтали как можно скорее продать убыточное подразделение.

Подпись Джея майнера и отпечаток лапы его собаки Митчи на корпусе компьютера Amiga 1000

В этот же период в другой, не менее легендарной компании – Commodore International, началась кадровая лихорадка. Возглавляющий компанию Джек Трэмил не нашел общего языка с главным акционером, и вынужден был уйти со своего поста, создав новый холдинг Tramel Technology. Одержимый идеей продвижения игровых приставок и компьютеров, Трэмил захотел выкупить у Amiga технологии по производству чипсета Lorraine. Но это означало, что все сотрудники компании, вложившие в игровую приставку годы жизни, останутся «за бортом». Amiga, несмотря на финансовую нестабильность, от сулящей сиюминутную прибыль сделки отказалась.

Трэмил пошел по другому пути. Он, прекратив поиски, создал команду из бывших работников Commodore, поручив им разработку оригинального чипсета для низкобюджетного и, одновременно, мощного компьютера. Создание набора связующих микросхем было делом интересным, но крайне сложным. Когда через полгода (06.1984) специалисты отчитались о готовности работы на 95%, впору было усомниться в их честности, ведь за такой короткий срок создать с нуля высокотехнологичный продукт было нереально. Скорее всего, технология «ушла» из Commodore вместе с уволившимися инженерами.

К этому моменту убыточная Atari сама перезрелым плодом падала в руки Трэмила. В результате коротких переговоров Atari Consumer Electronics Division сменила владельца, а новый хозяин очень быстро раскопал заключенный между Atari и Amiga контракт на поставку готового продукта, разработка которого была приостановлена до возобновления финансирования. Такая новость обозначала новый драматический виток в отношениях Трэмила с компаниями Amiga, Atari и Commodore.

Joyboard для приставки Atari 2600 позволял играть в видеоигры при помощи ног

Создание платформы для Lorraine, между тем, еще не было завершено. Непрерывные неудачи в финансовой области мешали довести дело до ума. Не желая работать на предложившего некогда выкупить технологию Трэмила, руководство Amiga решило договориться с конкурентом предприимчивого бизнесмена, обратившись за финансированием в Commodore. Получив транш в полмиллиона долларов, разработчики Lorraine получили возможность доработать чипсет. Компания Commodore при этом смогла оградить новый перспективный продукт от фирмы Трэмила и получить подступ к разработкам Amiga.

Получив «добро», команда Amiga с энтузиазмом продолжила работу, в короткие сроки представив готовый образец собственного компьютера. Дальнейшая судьба компании оказалась тесно связана с развитием компьютеров в сотрудничестве с Commodore. Каждый новый компьютер, выпускаемый на рынок, становился шагом вперед, к известности - и краху.

Основные модели и их технические характеристики

Amiga 1000

Amiga 1000 являлся первым компьютером с мультимедийными функциями. Выпуск начался в 1985, закончился в 1987. ЦП – Motorola MC68000 с частотой работы в 7,14 МГц. ОЗУ - 256 Кб. В процессе выпуска объем оперативной памяти увеличился до 512 Кб. ОС, устанавливаемая по умолчанию - AmigaOS 1.0 - 1.3. Комплектовался дисководом, позволяющим читать дискеты объемом 880 Кб.

Amiga 1000

Полноценный функциональный Amiga 1000 был представлен в 1985 году как часть новой линейки компанией Commodore. Этот компьютер был сравнительно недорогим (1200$), при этом на экране отображал 4096 цветов и мог проигрывать восьмибитные мелодии.

Выделяла модель новая ОС - Amiga OS, умеющая поддерживать многозадачный режим работы и оснащенная интерфейсом Workbench и системой окон Intuition. Для середины 1980-х годов запускать и работать одновременно в двух приложениях выглядело революционно!

В комплекте шел аналоговый монитор, также возможно было подключать Amiga 1000 к телевизору через композитный разъем. Превосходя своих основных конкурентов на голову, «тысячный» опередил в своем техническом оснащении Apple Macintosh, IBM PC и Atari ST. Для полной победы не хватило лишь хорошего маркетолога, способного раскрутить товар и продвинуть его на рынке. В журнале Byte в середине 1990-х годов вышла статья, в которой с учетом прошедшего времени и скорости развития компьютерной сферы рассматривалась история модели. Она называлась «опередившей время» настолько, что ни пользователи, ни фирма Commodore даже не поняли, насколько продвинутой получился первый амиговский ПК.

Amiga 500

Эта модель оказалась самой популярной, выпускаясь с 1987 (заменив А1000) по 1991 год. Процессор – Motorola CM68000 с частотой работы в 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). Жесткий диск и сопутствующие устройства крепились сбоку на разъеме системной шины. Еще один разъем задействовался под установку ОЗУ «медленной памяти» (512 Кб) с возможность нарастить дополнительный объем «быстрой памяти» (8 Мб), максимально разгоняющей работоспособность процессора. Флоппи-дисковод позволял считывать дискеты 3.5’’. Операционная система, поддерживающая работоспособность компьютера - AmigaOS версий 1.2, 1.3.

Amiga 500

Соперничество с конкурирующими фирмами в области высоких технологий значительно усилилось в 1987 году. Разработчики Amiga выпустили сразу две машины, рассчитанные на разный размер кошелька покупателей. Бюджетная версия Amiga 500 фактически копировала Amiga 1000 с той лишь разницей, что новая модель состояла из более дешевых компонентов, сделав возможным снижение цены до 600 долларов. При этом предлагались те же 4096 цвета для отображения на экране и звук на 8 бит.

Стандартный комплект включал в себя системный блок, объединенный с клавиатурой, и мышку. Монитор не входил в комплектацию, его покупать предполагалось отдельно. Как анекдот долгое время ходила история, как один из пользователей ПК, рассматривая новинку, спросил у продавца: «С клавиатурой все понятно, но где же сам комп?». Фишка создателей заключалась в том, что компьютер размещался нестандартно, внутри клавиатурной коробки.

За счет невысокой цены и продвинутого функционала модель в короткие сроки стала популярной.

Amiga 2000

ЦПУ– Motorola MC68000 7,14 МГц с режимами работы 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). ОЗУ - 512 Кб в моделях A и B (1987 год), в модели C (1991 год) увеличился до 1 Мб. Комплектовался жестким диском. Материнская плата оснащалась пятью слотами расширения Zorro II - запатентованными разъемами, двумя шестнадцатибитными слотами расширения шины ISA, слотами под видеокарту и процессор, если возникнет необходимость его апгрейда. Дисковод на 3.5’’. Операционная система - AmigaOS версий 1.2, 1.3 (модели A и B) или 2.0 (модель C).

Amiga 2000

В паре с бюджетной моделью Amiga 500 в продажу поступила недешевая версия Amiga 2000, созданная для профессионального рынка. Новшество заключалось в том, что желание в будущем расширить систему, оставаясь в пределах стандартного корпуса, пользователи могли реализовать, воспользовавшись специальными разъемами, позволяющими это сделать. При этом машина стоимостью в 2400 долларов предлагала совершенно идентичную Amiga 500 производительность. Востребованной она оказалась, неожиданно для всех, в сфере видеообработки. Модели Amiga 2000 активно закупались телевизионными компаниями, а также распространились в сфере кинопроизводства.

Рыночная ниша, несмотря на востребованность, оказалась маловата. Ей было далеко до корпоративного сегмента, контролируемого Apple Macintosh и IBM PC. Компания допустила при раскрутке нового продукта одну непростительную ошибку: первоначально цена анонсировалась на уровне до 2000 долларов, но при поступлении в продажу оказалась выше заявленной на 400 долларов. Подобная «необязательность» вызвала волну гнева и разочарования. Несмотря на свои неплохие данные, Amiga 2000 потянула бы компанию на дно, если бы не следующая, новая модель.

Amiga 3000

Amiga 3000

Появление на рынке в 1990 году нового компьютера очень быстро принесло ему репутацию лучшего в амиговской линейке. В целях увеличения рабочих качеств машины, разработчиками были заменены все ключевые компоненты. Короб системного блока больше не содержал встроенной клавиатуры, она шла как самостоятельный элемент. Компьютер для своего времени был дорогой, но крайне навороченный. Он комплектовался специальным узлом-фликкером, отвечающим за подавление раздражающей пульсации развертки низкобюджетного VGA-монитора. В активе также было наличие сопроцессора, ускоряющего обработку операций при наличии плавающей запятой. Были стандартизированы все библиотеки, содержащие кнопки и панели, которые раньше приходилось прописывать вручную. В стандартной поставке содержался примитивный браузер и языковая поддержка AmigaGuide для гипертекстовой разметки.

Покупатели сожалели, что амиговский чипсет проигрывал по функциональности IBM PC, а операционная система могла быть лучше доработана. Хотя в целом машина была принята хорошо, подтвердив свое место в ряду основных производителей компьютеров.

CDTV

Параллельно с разработкой ПК в Commodore проводились работы по реализации идеи домашнего полноценного мультимедиа-центра. В корпус обычного видеомагнитофона решили вмонтировать компьютерные составляющие, в надежде, что такая «новаторская» идея увеличит продажи. Подобное желание скрестить «ежа и ужа» привело к появлению Commodore Dynamic Total Vision (CDTV).

Commodore Dynamic Total Vision (CDTV)

Итоговой продукцией стала классическая модель Amiga 500 в видоизмененном корпусе, в котором клавиатуре и мыши места не нашлось, их требовалось приобретать отдельно. Управление мультимедиа-центром предполагалось осуществлять при помощи дистанционного инфракрасного пульта. CD-дисковод впервые был встроен в «тело» системного блока. За 900 долларов покупать морально одряхлевшую модель, пусть и в обновленном дизайне, со старой версией операционки Amiga OS 1.3 (при уже рабочей версии 2.0) пожелали лишь самые отъявленные фанаты.

Более того, по аналогичному пути пошла и компания Philips, решившая убедить клиентов, что воспроизведение видео напрямую с лазерного диска – это очень круто и современно. Декодирование формата MPEG-1 и поддержка для Video CD, модули которых подразумевали помощь пользователям, были встречено холодно. «Комбинированные» Philips и Amiga оказались одинаково невостребованными и провальными. Для амиговской продукции этот просчет оказался плачевным, ведь именно с этой моделью были связаны определенные надежды Commodore.

Amiga 500 Plus (Amiga 500+)

Amiga 500 Plus (Amiga 500+)

Разработчики улучшили версию Amiga 500, проапгрейдив ее до мегабайта памяти, а также улучшив сопроцессорный набор до версии Enhanced Chip Set. Добавили встроенные часы и более продвинутую операционку AmigaOS 2.04 - 2.1. По сравнению с Amiga 500 ПК выглядел более привлекательно как по начинке, так и по бюджету, но в продаже он продержался меньше года (продажи стартовали в октябре 1991 и закончились в июне 1992). Если бы эта модель началась продаваться на год раньше, параллельно с держащей высокий продажный рейтинг Amiga 500, спрос на нее был бы выше.

В процессе эксплуатации обнаружилась досадная ошибка разработчиков – модель конфликтовала с самыми популярными играми начала 90-х годов. Разочарованные поклонники Amiga массово возвращали «дефектную» версию в магазины, предъявляя претензии к Commodore. Руководство фирмы, почувствовав, как рушится имидж, спешно начало искать путь выхода из неприятной ситуации. Его увидели в создании новых моделей – полная замена Amiga 500 на более продвинутую версию и низкобюджетную должны были завоевать широкие слои входившего «во вкус» населения.

Amiga 600

Недорогая и самая компактная из всей линейки Amiga машинка, выпуск которой начался в летние дни 1992 года, заменила собой не сумевшую покорить сердца Amiga 500+. Компьютерная клавиатура вновь «слилась» с системным блоком. Старый моторолловский процессор MC68000, имеющий рабочую частоту 7,14 МГц и один мегабайт оперативки оказался разочарованием для пользователей, жаждущих чудесного превращения новой модели в сильный и современный агрегат. Удалив удобный разъем, делающий возможным усовершенствование системы, ПК оснастили разъемом PCMCIA, заточенным под подключение плат с 2 или 4 мегабайтами ОЗУ. В отличие от 500-х версий для кикстартовских модификаций устанавливался внутренний 2,5’’ винт, который после дополнительного шаманства расширялся до 3,5’’. Незначительная техническая оснащенность нового компьютера и его слабосильность стали проигрышем руководства Commodore, настоявшем на своей версии, ведь проектировщики постоянно предлагали продвигаться по пути развития технологий.

Amiga 600

Вместо того, чтобы уверенно занять ценовую нишу, потеснив Amiga 500, компьютер стал неожиданно при тех же параметрах быстродействия и начинки гораздо дороже. Покупатели называли его «провалом», критикуя всю систему, в которой не было сделано никаких весомых улучшений, а вот ухудшения виделись «налицо». С целью уменьшения компьютера и облегчения его массы разработчики урезали калькуляторную клавиатуру. Отсутствие блока цифр вызывало трудности, а подчас и делало невозможной работу с некоторыми популярными приложениями.

Руководящая верхушка, видя, каким шатким и непрочным стало положение компании на рынке, предприняло попытку успокоить недовольных клиентов, выпустив анонс скорого появления на рынке гораздо более производительных и мощных версий амиговской линейки. Это была почти катастрофа. Разочарованные старыми моделями и заинтригованные обещанными супернавороченными компьютерами, потенциальные покупатели затаились в ожидании, перестав покупать «старье». Продажи фактически замерли, прибыль не окупала вложения, поставив Commodore на грань банкротства.

Amiga 1200

ЦПУ– Motorola MC68EC020 с частотой работы в 14 МГц. ОЗУ 2 Мб. DRAM 4 Мб. HD 2,5’’ с возможностью переделки до 3,5’’. ОС – Amiga OS 3.0.

Amiga 1200

Эта версия, появившаяся осенью 1992 года, по праву стала «настоящим», серьезным компьютером. Она была оснащена новинкой – усовершенствованным графическим чипсетом AGA. Вместо радикального улучшения возможностей получился пшик. Наличие AGA свела на нет все преимущество Amiga над компьютерами конкурентов. При частоте обновления в 72 Гц разрешение экрана по максимуму достигало 640х480, при том, что у IBM PC картинка уже уверенно на тех же частотах держала разрешение 1024х768. Между тем, разработчики утверждали, что компьютер может поддерживать большое количество режимов для монитора (max – 1448х566), цветовую палитру до 262 тысяч оттенков, четыре видеовыхода (TTL/аналоговый RGB, радиочастотный/ низкочастотный PAL). Внешне модель выглядела традиционно для Amiga, вновь собрав воедино клавиатуру, мышку, двойные дисководы.

Предполагалось, что Amiga 1200 станет продаваемой моделью домашнего компьютера, однако цена в 600 долларов оказалась выше средней. На рынке ПК для дома уже прочно удерживали позиции бюджетные линейки IBM PC и игровые приставки. Амиговская система выходила по стоимости дороже чем аналогичные и даже более производительные модели у конкурентов. Вновь встал вопрос о совместимости «железа» с «родными» играми от Amiga 500, которые перестали запускаться на новом оборудовании. Процессор тоже оказался слегка устаревшим. Люди, понявшие прелесть выбора, хотели за эти деньги получить более качественную и современную машину. Как ни критиковали «тысяча двухсотую», удалось продать около миллиона экземпляров ПК.

Amiga 4000

Этой модели ПК прочили профессиональное будущее. Системный блок стал горизонтальным, клавиатура шла отдельно. Память подразумевала возможность расширения при помощи стандартных разъемов. Стоимость машины была значительной, под 2 тысячи долларов, хотя графика и звук ничем не отличались. Правда, расширения и плагины позволяли существенно их улучшить. Восемь самостоятельных разъемов на системном блоке (4 из них совместимы с PC) позволяли расширять возможности компьютера. Предполагалось, что эта версия станет востребованной для творческих работников, на студиях кабельного телевидения и в чистом программировании, ведь ее быстродействие и мощность позволяли раскрутить процессор до максимальных значений.

Amiga 4000

Компания Commodore пыталась всячески раскрутить эту модель, даже представила лайтовую версию ПК, с внедренными процессором и оперативкой в материнскую плату. Увы, эта модификация никак не могла спасти ситуацию.

Amiga CD32

Amiga CD32

«Лебединой песней» компании стала игровая консоль с возможностью работы с CD-дисками. Фактически это была Amiga 1200, размещенная в миниатюрном корпусе нового дизайна. Игровая приставка неожиданно «пришлась ко двору», подмяв под себя половину европейского игрового рынка. Окрыленные успехом, разработчики успели протолкнуть консоль на канадский рынок, предвкушая триумфальное шествие по просторам Соединенных Штатов Америки, однако на новые персональные компьютеры спрос был так себе. Несмотря на хорошие продажи игровой приставки, прибыль оказалась критически низкой. Commodore объявляется банкротом в 1994 году, не заботясь более о судьбе компьютеров Amiga.

Эпилог

После того, как стало известно о банкротстве Commodore, компьютеры Amiga исчезли с прилавков. Основной ошибкой, приведшей к краху, стал неверный маркетинг. ПК продавались как обычные игровые компы в магазинах игрушек. Как только случился кризис на рынке видеоигр, Commodore попыталась сменить имидж, но осталась производителем не профессиональных, а игровых машин. Так бесславно закончили свой век модели линейки Amiga, способные некогда потеснить ныне именитых конкурентов...

02.05.2019