Commodore 64: рождение легенды и особенности ПК
Летом 1982 года на потребительском рынке дебютировал компьютер Commodore 64. Много позже он получил титул самого продаваемого. За отрезок времени с 1982 по 1993 годы продали 15 000 000 единиц продукции.
C64 получил свое название в честь фирмы-изготовителя. Внешний вид он приобрел в наследство от прежней модели — VIC-20. Представлял собой типичный клавиатурный моноблок.
Когда Apple II собирал пыль в магазинах, C64 усиленно завоевывал рынок. Компания самостоятельно изготовила микропроцессоры для Commodore 64, что и обусловило его низкую себестоимость, из-за чего также Atari перенесла свои производственные мощности по изготовлению Atari 800 в Азию.
Commodore 64 стремительно вошел на рынок, сбыт модели был организован как через дилерскую, так и через сети магазинов по продаже игрушек и бытовой техники.
Содержание статьи:
Краткая история Commodore International до 1982 года
В 1954 г. Джек Трэмиел основал Commodore Portable Typewriter Company. Компания планировала серийно выпускать пишущие машинки, но японские фирмы смогли заполнить североамериканский рынок дешевыми и качественными моделями. Это привело к тому, что Трэмиел открыл компанию Commodore Business Machines, Inc., ориентированную на производство счетных машин. Но повторилась ситуация с пишущими машинками. Появились японцы и захватили рынок.
Основные инвесторы компании отправили Трэмиела в Японию учится конкуренции. Но вместо этого он вернулся с мыслью об организации изготовления электронных калькуляторов. В то время они только начали выходить на рынок.
В 1976 г. Трэмиел купил MOS Technology, Inc. — изготовителя недорого процессора 6502 и компьютера KIM-1. Но первый полновесный компьютер вышел в свет только через год под маркой Commodore PET.
Однако поистине настоящий триумф пришел с выпуском в свет моделей Commodore VIC-20 (1981) и Commodore 64 (1982).
Рождение легенды
MOS Technology, являлась дочерней компанией Commodore и специализировалась на разработке и производстве микросхем. В начале 1981 г. начала работы по созданию микросхем для обработки графических и звуковых данных, чтобы использовать их в перспективных игровых консолях производства отеческой фирмы Commodore. Полученные микросхемы получили названия MOS Technology VIC-II для обработки графической информации и MOS Technology SID для обработки аудиосигнала.
Между тем, в отделении Commodore Japan велась работа по созданию игровой консоли, использующей разработанные микросхемы. Приставке присвоили название Ultimax, однако после реализации некоторого количества экземпляров, программу свернули.
В 1981 году два специалиста компании Рассел и Яннес, кстати оба — Роберты, неоднократно высказывали недовольство планами сбыта, ориентированными на развитие компьютеров Commodore PET, который был предназначен для применения в бизнесе. В качестве альтернативы они предложили недорогую машину, представляющую собой улучшенный ПК VIC-20, но с размером ОЗУ, увеличенным до 64 килобайт.
В результате на форуме Consumer Electronics Show, проводившемся в 1982 году новый компьютер был представлен , где произвел фурор.
Творение получило кодовое название VIC-40. В дальнейшем разработчики изменили название на С64, это было необходимо. Число 64 показывало объем ОЗУ.
Презентация вызвала эффект взорвавшейся бомбы. В первую очередь своей стоимостью 595 USD, по тем временам это было совсем недорого. Такая цена стала возможной, потому что Commodore владел фирмой по изготовлению микросхем MOS Technology, себестоимость которых оставляла всего 135 USD.
При выходе на потребительский рынок Commodore 64 вступил в жесткую конкурентную схватку с производителями аналогичной техники. Но низкая стоимость и качественная аппаратная база позволили Commodore 64 достаточно быстро вытеснить ключевых конкурентов. На территории США это были такие ПК как Atari 800 и Apple II.
Atari 800 был близок по структуре к Commodore 64, но очень уж дорого обходилось его производство, что и вынудило Atari переместить изготовление ПК в государства Восточной Азии. Также были внесены определенные перемены в устройство ПК.
Apple II оказался не в состоянии конкурировать с новинкой по техническим характеристикам, однако у него имелась возможность аппаратного расширения за счет дополнительных слотов.
Один из ключей к успеху, достигнутого компанией Commodore — агрессивная ценовая политика. ПК реализовывались не только через дилерскую сеть, но и ждали своего покупателя на полках различных магазинов, например, игрушек.
Еще одна причина, обусловившая популярность марки Commodore 64, заключена в том, что у него был композитный видеовыход. То есть, компьютер можно было подключать к обыкновенному телевизионному приемнику. Политика, проводимая Commodore с целью завоевания рынка, как считают некоторые эксперты, послужила основанием для разрушения рынка видеоигр, произошедшего в 1983 г.
Технические параметры Commodore 64
Сердце C64 составляет микропроцессор MOS Technology 6510 в поздних моделях, установились процессоры MOS 8500 и MOS 8510.
ОЗУ — 64 килобайта, разработчики предусмотрели возможность расширения памяти с помощью карт, монтируемых в особый слот. В них можно было устанавливать картриджи, расширявшие потенциал ПК.
В Commodore 64 присутствовал отдельный процессор для работы с графикой — VIC-II. Он способен отображать цветовую гамму в 16 цветов при разрешении 320*200 или четыре цвета при разрешении 160*200 точек.
Для обеспечения качества звука была задействована микросхема MOS Technology 6581/8580 SID. Она обеспечивала звучание в 3 голоса на 8 октав каждый, можно сказать, что этот ПК представляет собой полновесный синтезатор. Используя программные приложения, можно добавить четвертый голос.
Периферия
В качестве внешней памяти использовали кассетный магнитофон, управляемый компьютером дисковод, оснащенный процессором, кроме этого, имелась возможность подключения добавочных дисководов, печатающих устройств и пр.
Надо отметить то, что загрузка информации с дискеты превышала время загрузки с магнитофонной кассеты, для решения этой проблемы в дисководы устанавливалась собственная память, процессор и программы, ускоряющие загрузку.
Для хранения информации использовались магнитофонные кассеты или дискеты размером в пять дюймов.
Компьютер был оснащён двумя портами для подключения джойстика, мыши.
Для отображения информации использовался как монитор, так и обыкновенный телевизор.
Демосцена
В конце 70-х годов прошлого века сформировалась киберкультера, которая получила название демосмена. Толчком к его зарождению послужило широкое распространение домашних компьютеров. Характерной чертой этой субкультуры является построение определенного видеоряда в фактическом режиме времени на основании принципов, заложенных в компьютерных играх. Можно сказать, что демосцена — это результат взаимодействия программирования и искусства.
Домашние ПК, вышедшие на рынок в 80-е г. 20-го века обеспечивали работу с непростой графикой, более-менее приемлемым звуком, что привело е подъему спроса на игры, показывающие весь существующий потенциал мультимедиа.
Первым сигналом о появлении демосцены стало появление небольших интро (аудиовизуальных вступлений) к изданиям в цифровой форме или вскрытым компьютерным играм. Обычно в низ содержались эмблема или сетевое имя разработчиков этого вступления. Надо отметить, что чем меньший объем занимало интро, тем было привлекательнее.
Назначение демосцены заключалось в демонстрации потенциала ПК и вынуждением заниматься решением нетипичных для него задач, разумеется, для тех времен. Например, просчитывание аудио и видеоэффектов с привязкой к мелодии в режиме настоящего времени было выполнено еще до 90-х. Как пример удачных работ можно привести «9 Fingers» группы Spaceballs, Unreal. С конца 90-х ключевым ориентиром демосцены стала работа с трехмерной графикой.
Программное обеспечение
По нашим временам производительность Commodore 64 можно считать смешной, но тем не менее для работы и досуга под него была написана не одна тысяча программ. Рассмотрим некоторые из них.
ПК применяли для решения значимых задач, например, для создания компьютерной графики и обработки текстов. В частности Info 64 — первый журнал, созданный с помощью настольных издательских инструментов, был создан на платформе Commodore и посвящен ей.
Самым известным арт-пакетом являлся, пожалуй, KoalaPainter из-за собственного пользовательского интерфейса графического планшета — The KoalaPad. Еще одна популярная программа рисования для Commodore 64 была Doodle!.
Для этой платформы была разработана программа The Print Shop, с ее помощью можно было формировать макеты и баннеры, распечатываемые на принтере.
Старшее поколение пользователей, возможно, помнит Multiplan — программу, позволявшую работать с электронными таблицами. Примечательно, то, что эту программу разработали в Microsoft. Кстати, стандартная таблица могла сохранять 64 столбца и 256 строк, однако одновременно могла обрабатывать не более 10%. Ограничение вызывалось небольшим количеством ОЗУ.
Для C64 разработали GEOS — одну из первых ОС с графическим окружением. Она отличалась быстродействием, предельно полным набором офисных и служебных приложений. По сути, GEOS по своим характеристикам было сопоставима с ранними вариантами Mac OS.
Особого разговора требуют программы для обработки звука. На Commodore 64 было установлено обеспечение для разработки музыкальных произведений. Надо учесть и то, что для предельного использования потенциала Commodore 64 применялись средства для разработки демосцен, а также для этого использовался чистый ассемблер.
Надо отметить то, что многие игровые программы, до сих пор пользуются определенной популярностью среди определенной категории пользователей.
Кроме всего прочего было доступно обеспечение, позволявшее синтезировать голос, то есть компьютер мог разговаривать, самое известное приложение этого класса — Software Automatic Mouth или просто SAM.
Кроме того, что Commodore 64 использовали для игр и работы с офисными приложениями для этой машины был создан интерпретатор BASIC, позволявший заниматься написанием программ.
Чем Commodore 64 лучше других
Для C64 разработали GEOS — одну из первых ОС с графическим окружением. Она отличалась быстродействием, предельно полным набором офисных и служебных приложений. По сути, GEOS по своим характеристикам было сопоставима с ранними вариантами Mac OS.
В отличие от многих компьютеров того времени Commodore 64 мог использовать в качестве дисплея обыкновенный телевизор. Для этого использовался многоцелевой порт, то есть можно было подключить как монитор, так и телевизор.
К несомненному превосходству этого компьютера над остальными можно отнести и обилие программных продуктов, разработанных для Commodore 64. В частности, именно на машине этой модели была опробована операционная система с графической оболочкой.
Кстати, решения, использованные для Commodore 64 нашли свое дальнейшее развитие в новых поколениях персональных компьютеров.
Несколько слов в заключение
Несмотря на то, что Commodore 64 уже давно снят с производства, осталось большое число пользователей сохранивших не только хорошую память о нем, но и до сих пор, использующих его и пишущих для него программы.
На различных интернет-ресурсах можно найти эмуляторы Commodore 64 для современных компьютеров, позволяющие использовать все прелести легендарной машины.
13.12.2019