меню
соник и слоник

Игры для dendy по алфавиту: 1 2 3 5 6 7 8 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z С

Игры для sega по алфавиту: 1 3 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z В Д П С

Перейти

PC Engine / TurboGrafx-16: характеристики, модификации, игры

TurboGrafx-16! От одного только названия начинают бегать мурашки по коже, а в сознании - возникать приятные ностальгические образы. Кто бы мог подумать, что начало четвёртому поколению консолей положат не «титаны» игровой индустрии, такие как Sega или Nintendo, а «зелёный» и предприимчивый новичок - NEC. Разработчик смог создать поистине замечательные видеоигры и на всю жизнь вписать себя в историю. Однако медлительность и слабая непродуманная рекламная компания, к сожалению, не дали раскрыться и половине возможного потенциала.

Краткая информация

НазваниеPC Engine (TurboGrafx-16)
РазработчикNEC
Дата выхода30.10.1987
Размеры140х140х38 мм (PC Engine)
Видеосистема2 шестнадцатибитных графических процессора
ЗвукШестиканальное стерео
Главная заслугаПервая консоль четвёртого поколения
Личное достижениеМини-карточки HuCard
Ноу-хауПервый встроенный CD-ROM (TurboDuo в США, она же PC Engine Duo в Японии)

Краткий экскурс в историю

Всё началось тогда, когда организация Hudson Soft (сегодня находится в составе Konami) разработала для Nintendo новый видеопроцессор. Но японский передовик не захотел использовать его в своих консолях. Тем временем в японской корпорации NEC (известная в широких кругах как производитель мониторов) в светлые головы руководителей пришла гениальная мысль создать собственный отдел по разработке видеоигр. Технологии Hudson заинтересовали новоиспечённых консолестроителей, так как на фоне приставок 3-го поколения они смотрелись намного серьёзнее и выгоднее.

PC Engine

Шестнадцатиразрядный видеопроцессор, который у крупных игровых производителей только намечался, у Hudson Soft уже проходил завершающие стадии и подготовку по внедрению в видеоконсоли. Безусловно, опережение конкурентов предвещало открытие нового витка в эволюции видеоигр, первые позиции на рынке и, как следствие, баснословные доходы.

Вместо картриджей игры размещались внутри личной разработки Hudson, которая получила название HuCard (позже, для внедрения на рынок Соединённых Штатов, изделие получило второе имя - TurboChip). Явными преимуществами видеоприставки были на тот момент поразительно малые размеры носителей контента – чуть толще визитной карточки. Кроме того, изделие предоставляло 20 мегабайт памяти, которой с лихвой хватало для записи любой игры тех времён. HuCard стала отличной заменой громоздким и неудобным картриджам.

Кроме того, появилась возможность подключения привода CD-ROM, что также стало очередной исторической новинкой.

Благодаря качественному ПО и поддержке со стороны таких крупных «китов» игрового рынка, как Namco и Konami, новый продукт имел все шансы на успех. Поэтому, корпорация NEC «потирая руки» готовилась к простой победе над Nintendo и Sega.

*Это интересно!

Краткие исторические сведения:

  • 30.10.1987 – создание PC Engine и начало шестнадцатибитной эры видеоконсолей;
  • 30.01.1987 – в Японии начинает набирать обороты PC Engine;
  • 1988 год – по продажам в Японии видеоаппарат обошёл Famicom;
  • 1989 год – начало борьбы за американский рынок между Sega Genesis и TurboGrafx-16;
  • 1991 год - компания NEC заявила, что к марту 1991 года было продано 750 000 приставок TurboGrafx-16 в Соединенных Штатах и 500 000 компакт-дисков по всему миру;
  • 1991 год – выпуск PC Engine Duo со встроенным приводом CD-ROM;
  • 1994 год – производство последней видеоигры на мини-карточках HuCard (21 Emon: Mezase! Hotel О);
  • 1999 год – выход последней видеоигры на компакт-диске (Dead of the Brain Part 1/2).

Противостояние на рынке Северной Америки

Пик борьбы TurboGrafx-16 и Sega Genesis за рынок Соединённых Штатов пришёлся на рождественские праздники в 89-м. Обе организации потратили значительное количество финансов на рекламу. Однако Sega обладала лучшей комплектацией, в частности покупатели получали видеоигру Altered Beast. В то время как в комплекте с TurboGrafx-16 шла Keith Courage in Alpha Zones, которая на порядок уступала конкуренту.

TurboGrafx-16

Ещё одним серьёзным превосходством Sega был картридж с Phantasy Star II. Дело в том, что у TurboGrafx-16 ролевые видеоигры стали появляться на американском рынке с отставанием на целый год. NEC не торопясь занималась переводом и выпуском своих замечательных японских оригиналов. Большое число достойных игр так и не дошло до американского рынка.

Помимо этого, стоит отметить рекламные баталии между конкурентами. Идея, что TurboGrafx-16 была неполноценной шестнадцатибитной видеоприставкой, так как её центральный процессор имел только 8 бит (в отличие от шестнадцатибитного видеопроцессора), усиленно «вбивалась» в головы потребителей через активную рекламу продуктов Sega.

Таким образом, Sega в короткие сроки вырвалась в лидеры. А более 700 тысяч аппаратов, которые NEC отправила на западный рынок, кратно превышали потребительский интерес. С другой стороны, Hudson Soft смогла хорошо навариться на комплектующих для видеоконсолей. Однако к 1990 году NEC стало окончательно ясно: спрос на устройства слишком мал.

Выпуск игр

NEC производила известные японские видеоигры и нерасторопно занималась их переводом для США. Несмотря на обещание перед пользователями западного мира выпускать только «самое лучшее», организация нередко предоставляла им совсем никудышные игрушки. Множество действительно стоящих экземпляров так и не были переведены.

TurboTap - устройство для подключения дополнительных геймпадов к PC Engine / TurboGrafx-16

Ещё одной проблемой было «исключительное лицензирование» организации Nintendo. Игры, вышедшие для NES под такой политикой, защищались от создания дублей на сторонних игровых платформах. Однако запрет был не долгий и позже был снят. Но, это всё равно очень сильно навредило TurboGrafx-16 на первых стадиях развития.

Hudson Soft - это ещё один массовый создатель игр для PC Engine. Параллельно компания занималась изготовлением контента и для NES. Работа на «два фронта» была необходима, чтобы сделать больший охват потребителей и увеличить число продаж (потому что NES обладала большой армией постоянных фанатов).

Сложности на Западе

С линейкой видеоигр для США у TurboGrafx-16 были трудности. На японском рынке компания имела хорошую игровую библиотеку, но для покорения Запада ей требовалось получить поддержку местных организаций, производящих видеоигры. И в данном случае возник традиционный «заколдованный круг» проблем: авторитетные разработчики не желали заниматься видеоиграми для маловостребованной консоли, а приставка не могла набрать популярность без поддержки серьёзных разработчиков. Поэтому, большая часть видеоигр для TurboGrafx-16 создавались NEC или Hudson.

Проблему всё-таки удалось нивелировать поставкой в США японских карточек, которые имели один и тот же формат и прекрасно воспроизводились на американской версии устройства. Игроки имели возможность играть во все игры от NEC, но только на японском языке.

С CD всё было сложнее. Для TurboGrafx-16 существовали различные форматы компакт-дисков, проигрываемых при помощи специального устройства Super CD-ROM (TurboGrafx-CD в США): обычный CD-ROM, Super CD-ROM (для чтения требовалось дополнительное обновление Super System Card, которое в Соединённых Штатах продавалось исключительно по почте) и Arcade CD-ROM в Японии для некоторых игр, работающий только со специальной аркадной картой, приносили дополнительные трудности в плане перевода.

Выход в Европу

Устройства NEC продавались на территории некоторых государств Западной Европы. Дизайн аппаратов в Великобритании, Испании и Португалии был как для американцев. Французы и жители Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) могли наслаждаться японским дизайном видеоконсоли.

Технические параметры

PC Engine, она же TurboGrafx-16, была первой шестнадцатибитной видеоконсолью за всю историю человечества. Технология совершила прорыв в игровой индустрии, позволив использовать картриджи размером с обычную кредитку, а потом и компакт-диски. А наличие ТВ-тюнера в портативных вариантах устройств добавляло технологичности ещё больше.

Если разобрать корпус аппарата, то можно было увидеть следующее:

Графические способности

Обладая всего лишь восьмибитным ЦПУ, приставка TurboGrafx-16 была впереди многих других восьмибитных конкурентов. Количество цветовых оттенков, спрайтов – всё было намного ярче и интереснее. Однако аппараты с шестнадцатибитным ЦПУ были уже вне зоны досягаемости. Взять хотя бы эффект 3D, когда несколько слоёв фоновых изображений с разными текстурами движутся с различной скоростью. Повторить такой эффект аппарат от NEC был не в состоянии. Кроме того, наличием 8 килобайт ОЗУ в начале 90-х было также уже никого не удивить. Взять ту же Sega Mega Drive, которая имела 64 Кб или Super Nintendo со 128 Кб – и становилось понятно: TurboGrafx-16 уже не дотягивает до уровня современных потребностей.

Модификации

PC Engine

Если бы читатель открыл коробку с данным гаджетом, то перед его глазами предстало бы малогабаритное устройство размерами 14х14х3,8 сантиметров с приятным дизайном. Системная плата включала в себя 3 чипа, на приставке были расположены всего лишь один переключатель «on/off», разъём для геймпада, отверстие для мини-картриджа HuCard, выход для антенны, управление телевизионными каналами и порт для подключения дополнительных аксессуаров.

Плюсы консоли очевидны:

При использовании отдельного приспособления TurboTap у пользователей появлялась возможность подсоединить до пяти джойстиков.

*Это интересно!

В 1990 году NEC выпустила самую мощную портативную карманную консоль TurboExpress.

TurboGrafx-16

Для успешной реализации консоли в Северной Америке было принято поменять её название на более звучное и увеличить размеры. Корпус гаджета был вытянут примерно в 2 раза, хотя внутреннее «железо» и разъём для геймпада оставались такими же. Разработчики посчитали, что обновлённая версия понравится американцам больше.

Материанская плата от видеоконсоли TurboGrafx-16

Цена консоли во время выхода на американский рынок составляла 199.99 долларов.

Стоит отметить, что процесс переделки приставки занял довольно много времени. Изделие появилось в магазинах США через две недели после выхода Sega Genesis. Покупатели, во многом благодаря просветительской рекламе от Sega, начинали понимать, что 16 бит на TurboGrafx-16 относятся лишь к видеопроцессору. А главный же процессор был восьмибитным с тактовой частотой 7.16 мегагерц (его преимуществом было воспроизведение качественного аудиоряда).

Также стоит отметить, изначально TurboGrafx-16 позиционировался как главный оппонент Nintendo Entertainment System, а реклама на ТВ расхваливала потрясающую графику и удивительный живой звук приставки.

PC Engine Duo (TurboDuo для Соединённых Штатов)

Модель консоли вышла в 1991 году, весной, и включала в себя слот для карточек HuCard и привод CD-ROM одновременно. Видеоигры на дисках имели более качественное звуковое и визуальное сопровождение и могли похвастаться большой продолжительностью сюжетных линий. На обложках и дисках появилась привлекательная фотопечать, а при включении устройства пользователя встречала красивая заставка.

Стоит отметить наличие конкурента, Sega CD, который вышел почти в тоже время. NEC в своих рекламных компаниях высмеивал Sega. Зачем покупать Sega Genesis, а потом ещё докупать видеоигры, когда можно сразу же приобрести TurboDuo и наслаждаться пятью играми? Реклама была грубой, главный герой Johnny Turbo уничтожал злые силы, обманывающие детей и заставляющие покупать Sega CD. Это негативным образом сказалось на популярности TurboDuo. Однако, Sega CD не нахватала «звёзд с неба».

*Это интересно!

Для TurboGrafx-CD на компакт-дисках вышло около 400 видеоигр (в два раза больше, чем для Sega CD).

К сожалению, TurboGrafx-CD как и TurboDuo, этот инновационный и технологичный апдейт, не оправдал высоких надежд. Устройство во многом было переоценено, компакт-диски безумно дорогие, а приобрести консоль предоставлялось возможным лишь в многомиллионных мегаполисах.

Процесс перевода видеоигр занимал большое количество временного ресурса, большое количество RPG от PC Engine перевели намного позже, хоть и полностью (текстовая составляющая и озвучка). Но следствием таких отставаний оказались низкие продажи. TurboGrafx-CD покупался весьма неохотно, как и диски, содержащие видеоигры.

Видеоконсоль TurboDuo

Аксессуары

  1. Геймпады:
    - TurboPad - контроллер в комплекте по типу NES, имел закруглённые края и трёхпозиционные переключатели);
    - TurboStick - джойстик, выполненный в аркадном стиле, удобное управление манипулятором, устойчив на поверхности);
  2. TurboTap - аксессуар, позволяющий увеличить количество активных игроков до 5 человек;
  3. Turbo Booster. Это переходное устройство для вывода стереозвука и изображения в S-VHS;
  4. Turbo Grafx 16 CD ROM Drive. Устройство для воспроизведения игровых, Audio CD или CD+G дисков при помощи меню на экране телевизора. Работа осуществлялась от адаптера или батареек. Информационные носители вставлялись сверху, приспособление не занимало много места и было удобно в использовании;
  5. Системные карты (System и Arcade Cards). Предоставляли системе дополнительную RAM для запуска передовых игр от Duo CD. Благодаря девайсу получалось выводить более качественную картинку, так как время обращения к компакт-диску становилось меньше..

Игры

PC Engine / TurboGrafx-16 предоставляла пользователям широкий ассортимент видеоигр на любой вкус и предпочтение, но всё-таки больше всего было стрелялок (shoot 'em up).

Можно выделить следующие категории:

*Это любопытно!

Самая популярная видеоигра консоли, аналогично Bomberman. Однако тот факт, что её разработчиком является Hudson Soft - знают далеко не все.

Также стоит отметить первую часть Street Fighter, перекочевавшую на консоль с азартных видеослотов на TG-CD с новым именем Fighting Street.

Всего для приставки создали шестьсот пятьдесят видеоигр на HuCards и компакт-дисках, из них для американского рынка только лишь сто тридцать восемь.

Игры для TurboGrafx-CD

На PC Engine CD / TurboGrafx-CD вышло несколько шедевральных видеоигр, которых не было на карточках HuCard:

  1. Gate of Thunder (удостоилась награды за лучшую музыкальную композицию в видеоиграх 1992 года, по версии журнал Electronic Gaming Monthly);
  2. Lords of Thunder (1993 год, один из нашумевших скролл-шутеров, перенесен в том же году на Sega Mega-CD);
  3. Castlevania: Rondo of Blood (1993 год, возможно, самая качественная версия видеоигры до появления Castlevania: Simphony of the Night).

Клонирование игр

Для японского рынка NEC и Hudson Soft выпустили на PC Engine несколько хитов от Sega, выходивших ранее на Sega Master System и аркадных автоматах.

Это:

  1. Dragon's Curse (тот же самый Wonder Boy III: The Dragons Trap);
  2. Fantasy Zone;
  3. New Adventure Island (клон Wonder Boy, только с новыми раундами и свежим визуальным оформлением);
  4. After Burner II (только на территории Японии);
  5. Другие.

* Это интересно!

За весь период существования приставки было разработано 12 модификаций, реализовано около 10 млн. аппаратов.

Эмуляторы

Возможность эмуляции для Windows доступна в Hu-Go!, Magic Engine (платный, разработаны также версии для macOS), Ootake!. Для других систем и устройств также существуют эмуляторы.

Итоги

В США TurboGrafx-16 с треском провалилилась вместе со всеми играми, дополнениями и аксессуарами, чего не скажешь о PC Engine в Японии. Просчёт NEC оказался в позднем и медленном продвижении на международный рынок. Быстрее нужно было начинать производить видеоигры на CD, более оперативно создавать переводы своих популярных игр. В таком случае, шансы на успех были бы гораздо выше.

TurboGrafx-CD

Также стоит отметить, что политика продвижения NEC была сфокусирована только на больших густонаселенных регионах Японии и США. В результате, это привело к тому, что жители средних и малых городов о существовании приставки почти ничего не слышали. И если для маленького по площади японского государства это простительно и почти никак не повлияло на узнаваемость бренда и продажи, то для США информация о TurboGrafx-16 так и осталась в пределах Чикаго, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.

Об известности TurboGrafx-16 говорить не приходится. NEC попыталась бороться с Sega, однако успех сопутствовал только в первое время существования консоли и исключительно в стране восходящего солнца. Реклама приставки, можно сказать, была никакой, по сравнению с Sega и Nintendo, вливающих в продвижение своей продукции большие деньги.

Многие и по сей день думают, творение NEC никак не относится к 4-му поколению приставок, ведь оформление и возможности игр далеки от Mega Drive и SNES. Однако большая часть специалистов придерживаются мнения, что именно TurboGrafx-16 заложила прочный фундамент для нового витка развития игрового мира.

06.04.2019