Sega Game Gear: история, параметры, отзывы экспертов
Game Gear – портативная игровая консоль, представляющая 4-е поколение видеоигровых устройств. Она была выпущена в октябре 1990 года компанией Sega. Появившись в Японии, уже через год консоль распространялась по всей Северной Америке, а еще через год завоевала рынки Австралии и Европы. Основными конкурентами в этом виде игровых гаджетов были Nintendo 's Game Boy, Atari Lynx и NEC 's TurboExpress.
По сравнению с продукцией Atari Lynx и NEC 's TurboExpress новый девайс Game Gear был привлекательней по цене. Продукт Nintendo, Game Boy, новинка обошла по техническим возможностям и цветности экрана. Однако несмотря на эти преимущества, были и недостатки, поэтому в 1997 году модель была снята с производства.
Мнения игрового сообщества и технических обозревателей разделились. Одни хвалили ее широкие возможности в цветовом формате и мощный процессор, другим не нравилась ограниченное число игр и неэкономный расход батареи.
Содержание статьи:
История создания и продаж Game Gear на рынке портативных устройств
Игровая консоль Game Gear появилась в начале октября 1990 года в Японии под рабочим названием «Project Mercury». В следующем году она вышла на американский и европейский рынки портативных устройств. В 1992 году ее смогли купить жители Австралии. На начальном этапе стоимость консоли была довольно высокой, поскольку она считалась технически новаторской, по сравнению с популярной в то время Game Boy от Nintendo, появившейся двумя годами раньше.Цены на консоль:
- Япония – 19 800 йен.
- США – около 150 американских долларов.
- Европа – почти 100 фунтов стерлингов.
Новинка сразу заинтересовала покупателей, ведь она имела цветной экран, а не двухцветный, как у предшественников. Один из главных разработчиков, Хидеки Сато, рассказывал позже, что консоль разрабатывалась как более продвинутый и мощный вариант, чем Game Boy, причем цветность экрана была одной из основных задач и конкурентных преимуществ.
Стараясь превзойти Game Boy в дизайне корпуса, Sega взяла за основу форму контроллера Genesis, сделала ее немного вытянутой, изогнула поверхность, закруглила углы. Экран расположился в центре, а кнопки управления по обе стороны, чтобы игрок мог удерживать и управлять консолью обеими руками. Эта идея была взята у остальных конкурентов (Game Boy и Atari Lynx), поскольку в удобстве использования вполне себя оправдывала.
Поскольку базой для консоли послужила Master System, в них есть похожие черты. Даже картриджи от Master System можно было подключить к Game Gear. Для этого требовался специальный адаптер Master Gear Converter. В первоначальном варианте с консолью в комплекте шла игра Columns, наподобие тому, как с Game Boy предлагалась игра Tetris.
Отставая от продуктов Nintendo по продажам портативных устройств, Sega начала активно реализовывать консоль через магазины. Активность реализации продукта тормозила неэкономичность расхода энергии гаджета. Если простоватая черно-белая консоль Game Boy автономно могла проработать до 30 часов без смены заряда своих 4 батареек АА, технологичная цветная Game Gear могла протянуть только 4-5 часов. При этом батареек требовалось 6 штук.
Благодаря сильному маркетинговому продвижению, уже в первые два дня продажи в Японии превысили 40 000 аппаратов, в первый месяц их число достигло 90 000 штук. Торговые компании уже в первый месяц продаж сделали заказ на будущие поставки на сумму 600 000 штук. Директор по маркетингу в компании Sega Роберт Ботч утверждал, что потребителям не хватало устройства с полноцветной графикой и качественными играми, интересными для людей всех возрастов. И компания его предоставила.
Продвижение и маркетинговая политика
Маркетинговая компания в Японии началась с концепции представления новой консоли как более технологичного варианта существующих аналогов у конкурентов. При этом целевой аудиторией продукта должна была стать армия геймеров. Однако это направление не возымело действия и не принесло компании объемного сбыта.
Тогда маркетологи Sega пошли на хитрость и представили консоль в виде модного, крутого атрибута современной молодежи. На рекламных плакатах устройство представляли модные дамочки с наладонниками. Такой маркетинговый ход был более эффективным, и устройство начали покупать активней.
Для рекламной компании по Америке маркетологи компании выбрали другое направление. Они решили подчеркнуть превосходство новой модели путем выставления приверженцев Game Boy неуклюжими и туповатыми. Соответственно, у пользователей формировалось мнение, что игроки Game Gear умные и ловкие. Например, одна рекламная надпись гласила: «Вас устроит Game Boy, если вы дальтоник или имеете уровень IQ не более 12».
Естественно, компания Nintendo была возмущена и тут же предприняла контрмеры. Она организовала акцию протеста от имени инвалидов, которых оскорбляла такая реклама. На это президент американского филиала Sega Том Калиске ответил, что компании-конкуренту следовало бы больше уделять внимания улучшению своего оборудования, а не устраивать закулисные войны.
В Австралии и Европе перед началом продаж были замечены случаи спекуляции. В Великобритании новую консоль продавали за 200 фунтов стерлингов. Когда на внутреннем рынке страны появился официальный дистрибьютор Virgin Mastertronic, и продажи устройства стали легальными, установилась цена в 99,99 фунтов стерлингов. Маркетологи сыграли на колебаниях цен, и рекламная компания прошла под лозунгом: «Дороже, чем бесцветная Game Boy, но дешевле, чем цветная Atari Lynx». Еще один сленг компании: «Чтобы стать лучше, нужна Sega».
Ожидание не совпало с возможностями
Sega сосредоточилась на домашних игровых приставках, поэтому портативной консоли Game Gear не было уделено должного внимания. Компания успешно ввела в обиход Sega Genesis два устройства для домашнего оборудования Sega CD и 32X и занималась разработкой новой системы Sega Saturn.
Несмотря на большую партию проданных устройств Game Gear (около 11 млн.), уровня продаж Game Boy компании достичь не удалось. Конкурент продал в 10 раз больше своих консолей. Продажи пошли значительно хуже, когда Nintendo выпустила новую модель Game Boy Pocket. Она могла работать на 2 батарейках. По сравнению с ней, Game Gear со своими 6 батарейками казалась расточительством.
Вначале разработчики планировали развивать эту серию. Последующие модели должны были принадлежать 5 поколению видеоигр. Однако новшества закончились на Genesis Nomad. Устройство должно было дополнить Game Gear, а не заменить. Перед выходом новой модели представители компании в интервью заявляли, что уверены в том, что оба устройства будут полезны и востребованы.
После прекращения продаж и каких-либо новых разработок Sega по отношению к Game Gear в 2000 году, другой разработчик, Majesco Entertainment, выпустил версию консоли и продавал ее по цене 30 долларов США за штуку. Игры к ней стояли 15 долларов. Появились новые игры. Однако это устройство не работало совместно с ТВ-тюнером и с некоторыми конвертерами Master System. Через 10 лет основной конкурент – компания Nintendo заявила, что включает в библиотеку своих устройств несколько игр Game Gear.
Технические параметры устройства
Девайс Game Gear предназначен для компьютерных игр. Работает в горизонтальном положении. 8-ми битный процессор идентичен Master System Размер экрана 3,2 дюйма. Расширение 160 х 144 пикселей. В арсенале цветовых решений 4096 оттенков. Одновременно на экране может появляться 32 разных цвета.
Приставка удобна для пользования в ночное время суток. Она имеет подсветку экрана на случай, если игроку будет недостаточно света. Устройство функционирует от 6 батареек класса АА. Их заряда хватает примерно на 4 часа. Для удобства своих пользователей Sega выпустила 2 вида внешних аккумуляторов.
За воспроизведение звука отвечает микросхема Texas Instruments SN76489 PSG. Она же используется и оборудованием Master System. Но в отличие от нее стереозвук в Game Gear может подаваться на наушники.
Габариты консоли:
- Ширина – 210 мм.
- Высота – 113 мм.
- Глубина – 38 мм.
Для Game Gear на протяжении всего периода продаж были разработаны несколько дополнительных устройств:
- ТВ-тюнер – небольшое устройство с антенной. Присоединяется к приставке как и картридж. С помощью этого дополнения можно просматривать каналы аналогового ТВ, транслируемые из любой точки мира. Цена тюнера около 106 долларов.
- Увеличитель Super Wide Gear – приспособление, увеличивающие экран и показывающее даже мелкие элементы изображения. Устройство компенсировало неудобство при просмотре маленького экрана приставки.
- Адаптер Car Gear – устройство для питания консоли в автомобилях.
- Кабель Gear to Gear – провод, который соединяет 2 системы Game Gear, позволяя игрокам играть друг против друга в формате многопользовательской игры.
Сама приставка тоже была несколько раз модернизирована. Менялся цвет корпуса. Например, в США был выпущен синий аппарат, который относился к спортивному стилю. Появилась, в связи со спортивной темой, игра-стимулятор бейсбола World Series Baseball '95, в добавление к ней шла видеоигра The Lion King.
Приставка с белым корпусом продавалась вместе с ТВ-тюнером. Также были выпущены аппараты с красным корпусом и логотипом Кока-Колы. Они продавались с игрой Coca-Cola Kid.
Игры для консоли Game Gear
На начало выхода Game Gear на рынок портативных устройств игровая консоль содержала лишь 6 программных игр. Один игровой картридж стоил от 25-30 $. Корпус производился из черного пластика. Передняя часть имела закругленную форму для облегчения снятия.
Системные игры Sonic the Hedgehog, GG Shinobi, Space Harrier и Land of Illusion с Микки Маусом в главной роли пользовались относительно небольшим успехом. Стали популярными более поздние варианты, выпущенные компаниями, работавшими на франшизе. Большинство было создано в США и Японии.
Всего в библиотеке Game Gear насчитывалось около 300 игр. По сравнению с Game Boy, в архивах которой было свыше 1000 игр, это немного. Консоль имела много портов Master System. Это дает возможность играть в игры системы, используя адаптер.
Sega была связана лицензированием Nintendo, поэтому не могла масштабно привлекать сторонних разработчиков игр. Это существенно обедняло ее возможности. Минусом также служило то обстоятельство, что игры не работали на некоторых других устройствах. Это существенно тормозило ее развитие на рынке и заставляло пропускать вперед конкурентов.
Мнения и отзывы о Sega Game Gear
По мнению большинства, Game Gear удалось превзойти Atari Lynx и NEC 's TurboExpress, надежды создателей из Sega в этом оправдались. Однако обогнать Game Boy в борьбе за нишу на рынке портативных устройств приставка все же не смогла. Отношение к истории консоли и успеху ее на рынке у общественности разные.
В 2008 году издание GamePro, составив рейтинг 10-ти самых неудачных портативных устройств, поставило Game Gear на 10 место. Оно раскритиковало пути реализации, выбранные для этой технологии. Но все же признало, что с коммерческой стороны проект был относительно успешным, ведь он позволил продать 11 млн. устройств.
Обозреватель GamePro Блейк Сноу заметил, что в отличие от консоли Game Boy, устройство Game Gear удобней держать в двух руках, при этом изображение на экране более устойчиво при раскачивании. Одновременно с этим он указал основные минусы консоли:
- Громоздкая конструкция;
- Относительно высокая цена;
- Неэкономное потребление энергии от батареек АА;
- Мало интересных для потребителя игр.
По мнению обозревателя, именно эти недостатки не позволили развивать дальше данную серию устройств. И технического приемника на базе этой консоли не появилось.
Японский журнал Famitsu DC опубликовал обзоры журналистов и игроков о техническом новшестве Sega. Они считали, что консоль могла бы иметь больший успех на рынке. Однако Game Boy от Nintendo настолько захватил нишу игровых устройств, что для Game Gear почти ничего не осталось.
Популярный интернет-портал GamesRadar+ высказал лестное мнение о ярком цветном экране и 8-битном процессоре. Однако отражая мнение большинства пользователей, посетовал на то, что при игре ночью, в поездке расход батареек был колоссальный. Их хватало ненадолго и приходилось часто менять. Некоторые пользователи просили перенести свои любимые игры Sonic, Madden и Road Rash на Game Boy.
Обозреватель Леви Бьюкенен считал, что по игротеке новинка уступает Game Boy, игры менее интересные и качественные. Он писал, что мощный процессор и яркий, многоцветный экран не заменят хорошего ПО. Именно в недостаточно проработанном программном обеспечении, по мнению обозревателя, был главный недостаток устройства. Хотя немного позднее тот же автор все-таки похвалил некоторые игры.
Британский журнал Retro Gamer похвалил достижения Sega в конкурентной борьбе с Nintendo на рынке игрового оборудования для портативных консолей, отметив, что: «для всех карманных компьютеров, которые пошли против мощи Nintendo и в конечном итоге проиграли, игровое оборудование Sega сумело продержаться дольше всех, превзойдя по продажам только Sony PSP. Для своих поклонников он останется частью классического игрового оборудования, наследие которого живет вечно».
10.01.2020