Sega Master System – восьмибитная консоль от Sega
Master System – восьмибитная игровая консоль, относящаяся к третьему поколению. Ее создателем стала международная корпорация Sega, главный офис которой расположен в Токио. В 1985 году она выпустила игровое устройство Mark III. Его реализация происходила исключительно в Японии. Затем приставка подверглась модернизации и получила название Master System. В 1986 году продажи Master System начались на территории Северной Америки. Выпуск игрового устройства для европейских покупателей состоялся в 1987. Граждане Бразилии смогли увидеть приставку через 2 года, в 1989. В одно время с Европой, выпуск новой версии произошел и в Японии. Консоль имела существенные отличия от моделей, которые шли только на экспорт, была оснащена дополнительными функциями. На Mark III можно было запустить игры на картриджах, получивших официальное название Mega Cartridges, и более дешевых карточках Sega Cards, напоминавших банковскую карту. В моделях, которые выпускались позже, уже не было слота для Sega Cards.
Master System пришла на смену SG-1000. Главным отличием консоли от Nintendo Entertainment System (NES), которая являлась ее непосредственным конкурентом, было новейшее программное обеспечение. Но даже такое преимущество не помогло обогнать по продажам на японском и североамериканском рынке своего главного соперника. Максимальную популярность Master System завоевала в европейских странах и Бразилии. Существенным ее отличием от NES было небольшое количество игр. Это было обусловлено политикой Nintendo в области лицензирования.
Всего было реализовано 13 млн. единиц новой приставки Sega. Она пользовалась большим успехом и позволила оказать благоприятное влияние на развитие будущей модели Mega Drive. За все время для консоли были выпущено несколько знаменитых игр. Master System довольно долго была доступна для покупки. В 2015 году возраст продаж приставки составлял 30 лет, что обусловлено фурором среди бразильских пользователей.
Содержание статьи:
История появления
В начале 1980-х годов известная организация Sega Enterprises, Inc. являлась дочерней фирмой корпорации из США Gulf and Western, считающейся крупным изготовителем аркад на национальном рынке и сумевшей заработать 214 млн. долларов за 1982 год. В этот период начался кризис в игровой индустрии. Он отрицательно сказался на деятельности организации, что стало причиной избавления от собственного филиала Sega в Северной Америке. Его покупателем стала организация Bally Manufacturing. Но у конгломерата осталось дочернее предприятие на территории Японии, Sega Enterprises, Ltd. Убытки в аркадном бизнесе подтолкнули руководство корпорации заручиться поддержкой Хаяо Накаяма, занимающего должность руководителя Sega Enterprises. Он предложил воспользоваться накопленным опытом по разработке аппаратного обеспечения и активизировать свои силы для начала работы на японском рынке игровых устройств. После полученного разрешения была создана модель SG-1000, ставшая для фирмы первой приставкой с домашним уклоном.
Продажи новой разработки на азиатском рынке начались в июле 1983 года. Ее стоимость составляла 15 000 иен. На тот момент Nintendo анонсировала консоль Family Computer. После гибели основателя Gulf and Western, Чарльза Блюндорна, американская корпорация решила избавиться от неспециализированных видов коммерческой деятельности. В 1984 году Накаяма и Дэвид Розен, руководивший раньше корпорацией Sega, получили финансовую помощь от CSK Corporation и приобрели филиал в Стране восходящего солнца. Генеральным директором приобретенной компании стал Накаяма. В будущем фирма получила название Sega Enterprises, Ltd.
Затем корпорация разработала SG-1000 II, которая также продавалась на азиатском рынке по аналогичной стоимости. В новой версии появились такие изменения, как отсоединяемость контроллеров. Уровень продаж игрового устройства был слабым и поэтому Sega возобновила модернизацию аппаратного обеспечения, что позволило представить в 1985 году японским поклонникам игр модель Mark III.
Создание и производство
Sega Mark III – модернизированная модель SG-1000. В аппаратной начинке консоли были учтены все ошибки старой версии. Но одного программного обеспечения не хватило для соревнования с Nintendo. И тогда фирма решила сделать акцент на западный рынок. На основе вкусов его покупателей был подготовлен финальный вариант внешнего вида Master System.
Японские поклонники игр получили возможность приобрести новую консоль в октябре 1985 года. Ее стоимость составляла 15 000 иен. Модель не смогла добиться успешного старта в продажах, как ее конкурент Famicom. Это было обусловлено тем, что для Nintendo делалось много эксклюзивных игр. Возникшая ситуация заставила Sega сделать акцент на создании видеоигр и получении прав на них у разработчиков. Однако и эти действия не смогли увеличить продажи.
После выбора нового названия состоялся выпуск игрового устройства на территории Северной Америке, где его стоимость составила 200 долларов. К приставке прилагался картридж с играми Hang-On и Safari Hunt. Согласно планам Sega и Nintendo растраты на рекламу за осенне-зимний период 1986 года должны были составить 15 млн. долларов. Sega рассчитывала продать за указанный год 400-750 тыс. приставок Master System. Но согласно полученным данным цифра оказалась только 125 тыс., а Nintendo смогла за это время продать 1,1 млн. консолей.
На североамериканском рынке фирма предлагала игрокам приставку с небольшим количеством игр, популярность которых была ниже, чем у разработок для NES. У Sega были только две основные компании, которые могли лицензировать игры: Activision и Parker Brothers. В 1988 году Nintendo уже принадлежало 83% североамериканского рынка видеоигр. Плачевное состояние с рекламой продукции Sega было обосновано наличием лишь двух работников в маркетинговом отделе компании. Фирма продала свои права на реализацию Master System в Америке организации Tonka, не обладающей опытом в данной сфере. Смена распространителя помогла увеличить продажи. Повторный выпуск устройства на азиатском рынке состоялся в октябре 1987 года. Стоимость консоли уже составляла 16 800 иен. Но и этот поступок не улучшил продажи. В борьбе за японских покупателей Sega не сумела составить достойную конкуренцию своему главному сопернику.
В европейских государствах выпуск игрового устройства начался с 1987 года. Его продажами на английском рынке занималась фирма Mastertronic, на французском - Master Games, на немецком - Ariolasoft. В рекламе Mastertronic Master System выступала как аркадная домашняя система. Цена реализации составляла 99 фунтов стерлингов. Предварительное количество заказов в розницу было очень большое, однако Sega не сумела наладить своевременный привоз техники, что привело ко многим отказам продавцов. В итоге возникли серьезные финансовые проблемы у Mastertronic и Master Games. А немецкий продавец прекратил полностью сотрудничество с японской корпорацией. Права на продажи Sega на европейском рынке получила организация Virgin Mastertronic, которая стала преемником прошлого английского продавца. Ее маркетинговая политика была построена на создании для консоли образа лучшей альтернативы таких компьютеров для дома, как ZX Spectrum. Этот подход в сочетании со слабой по результативности маркетинговой деятельностью Nintendo в Европе позволил вызвать больший интерес к консоли у европейских разработчиков. За счет выхода Mega Drive наибольший сегмент рынка видеоигр на территории Европы стал принадлежать именно Sega. Но главным источником продаж стала Бразилия.
Появление Mega Drive
Осенью 1988 года японские покупатели получили возможность приобрести Sega Mega Drive, известную любителям домашних игр в Северной Америке, как Genesis. Японская организация оказалась недовольной работой Tonka и приняла решение вернуть себе все права на проведение маркетинговой деятельности и реализацию изделий на территории США. Однако этот поступок не принес долгожданных высоких результатов. В 1991 году наблюдался кризис в реализации игровых устройств, а через год их производство в Северной Америке полностью прекратилось. Последней игрой на заокеанском рынке, где доминировала Nintendo, считается Sonic the Hedgehog. Насладиться приключениями удивительного ежика пользователи смогли в 1991 году.
Серьезных результатов Master System сумела достигнуть на европейском рынке. На нем она полностью доминировала над своим главным конкурентом. Согласно данным, на конец 1993 года активная база пользователей приставки в Европе была 6,25 млн. человек. По данному показателю она даже обошла Mega Drive. А суммарно двум приставкам принадлежал почти весь рынок Европы. Самые большие продажи были зафиксированы во Франции и Англии. Благодаря знаменитости Master System II среди европейских жителей, Sega сумела сохранить свой рынок. Для местных геймеров были придуманы 2 часть похождений ежа Соника и героев улицы ярости.
Стабильной популярностью устройство пользовалось на территории Бразилии. Только в этой стране еще производились и продавались новые приставки модификации. Жители государства получили возможность приобрести следующие варианты: Master System Compact и Master System 3. Интерес к данному бренду не исчезал долгие годы. Даже в 2015 общее количество проданных единиц всех модификаций консоли составило за год 150 тыс. штук. Такими цифрами могла похвастаться только PlayStation 4.
Game Gear
Game Gear — портативная восьмибитная игровая система, придуманная на основе Master System. Она стала доступна для японских покупателей в октябре 1990 года. Через год ее увидели европейские и североамериканские жители. Первоначальная цена новинки была 19 800 иен, 149,99 американских долларов и 99,99 фунтов. Данный продукт выступал в качестве противовеса Game Boy от Nintendo. На новом портативном устройстве нельзя было напрямую запустить игрушки, придуманные для домашней приставки. Сделать это можно было исключительно при помощи специального устройства под названием Master System Converter.
Технические параметры
В Master System был установлен 8-битный процессор Zilog Z80A. Его частота составляла 4 МГц. Для воспроизведения видеокартинки применялся радиочастотный сплиттер. Приставка могла поддерживать 32 разных цвета и разрешение 256х192 пикселей.
Различные модели устройства были оснащены слотом расширения и двумя гнездами для подключения геймпадов. Для воспроизведения звуковых сигналов использовалась микросхема Texas Instruments SN76489. Для запуска игрушек на Mega Drive был сконструирован специальный переходник. Master System обладала более мощными техническими параметрами, чем NES, имела в 2 раза больше оперативной памяти, чем у конкурента.
Специально для Mark III и Master System были созданы аксессуары, которые подходили для любого варианта приставки. На контроллерах были две клавиши, крестовина. В 1987 году были придуманы стереоочки с активным затвором. Они были предназначены для прохождения Space Harrier 3D и других аналогичных игр. Для подключения Mark III к телевизору в комплекте шел опциональный радиопередатчик. Для игровой системы изготавливался специальный световой пистолет. Дизайн этого устройства был полностью взят с оружия, присутствующего в японском анимационном мультфильме Akai Kodan Zillion.
Разработанная в 1990 году, Master System II имела более низкую стоимость. Добиться этого удалось за счет удаления таких элементов, как разъем для карточек Sega Cards, клавиши перезагрузки, индикатора питания, порта расширения, музыкального логотипа. Фирма Tectoy, которая занималась реализацией консоли на бразильском рынке, предлагала пользователям несколько вариантов устройства. Один из них — Master System 3 Compact. Он продавался сразу с радиопередатчиком, предназначенным для осуществления контакта с телевизором. Еще одной новинкой для местных геймеров стала розовая версия, известная как Master System Girl. Она предназначалась в основном для девушек и женщин. В 2006 году мир увидел Master System 3 Collection. Основное ее преимущество — 120 встроенных в устройство игр.
Игры
Существовало 2 формата игр:
- На картриджах. Объем каждого из них составлял до 4 мегабит.
- На карточках Sega Cards. Объем каждой был 256 килобит.
Изготовление карточек считалось более простым, чем картриджей. Поэтому именно на них выходили некоторые понравившиеся всем игры, например Spy vs. Spy. Однако вскоре компания-производитель решила перестать выпускать игры в таком формате из-за отсутствия необходимого объема памяти. Специально для игрового устройства были разработаны некоторые успешные проекты, такие как Wonder Boy III: The Dragon's Trap, представляющий собой сочетание платформера с ролевой игрой. После снятия устройства с производства (исключением остался бразильский регион), фирма Tectoy начала заниматься выпуском портативных версий игр с других консолей. В качестве примера можно привести Street Fighter II.
С учетом опыта лицензирования игр для NES только небольшое количество разработчиков соглашались заниматься созданием проектов для Master System. Дэмиен Макферран отметил, что Nintendo заставляла разработчиков придумывать игры, которые были уникальными исключительно для нее. И лишь некоторые разработчики могли не согласиться с неприступной позицией корпорации. Игровой дизайнер Марка Черни отметил, что время изготовления большого количества игр, которые были первыми разработаны для Master System, не превышало 3 месяцев. Такой подход оказал только отрицательное влияние на полученные продукты.
Обозреватель Retro Gamer высказал слава благодарности в отношении игровой коллекции для PAL-региона. По его словам, была создана замечательная коллекция занимательных и эксклюзивных игр. Сформированный ассортимент был шире предложения для покупателей из Америки. Созданный хоть и небольшой, но качественный список видеоигр пользовался спросом среди игроков Европы до самой середины 1990-х годов. Это были популярные франшизы для различных моделей консоли (например, Streets of Rage) и уникальные проекты для PAL региона (например, Asterix).
Наследие
В 2009 году суммарный объем реализации Master System без продаж бразильским поклонникам компьютерных игр насчитывал 13 млн. экземпляров. Приставка не смогла завоевать японский и североамериканский рынки, но зато пользовалась большой популярностью в европейских странах и Южной Америке. В 1989 году она была включена в топ 20 самых продаваемых товаров, составленный сервисом NPD Group, который специализировался на отслеживании розничных продаж. Журнал Electronic Gaming Monthly опубликовал в 1992 году статью о том, что у игроков снизился интерес к консоли. Был проведен опрос, согласно которому его участники отметили, что большей популярностью пользуется Genesis. Главный минус Master System — отсутствие качественных игр. Приставка получила по 10-бальной шкале оценки 4-5. А через год ей уже были выставлены более низкие оценки: 2-3. Обоснованием было отсутствие контроля продаж на североамериканском рынке, а также новых игр. Следующее поколение Sega (Mega Drive) сумело отвоевать часть рынка у Nintendo. Всего было продано 30,75 млн.штук новой модели. SNES удалось достигнуть продаж 49 млн. экземпляров.
Ретроспективные обзоры приставки оказали весьма хорошее воздействие на процесс создания Mega Drive. Однако в них присутствовало и много критики по поводу небольшого количества игр. В статье для издательства Allgame Дэйв Бюшер указал, что новая консоль не смогла добиться большого успеха, так как ее активно не поддерживали разработчики компьютерных программ и продуктов. Это и стало причиной полного исчезновения приставки с рынка США в 1992 году. Однако обозреватель Retro Gamer придерживался иного мнения относительно разработанной игровой коллекции для PAL-регионов, посчитал ее довольно успешной. В одной из статей Дэмиен Макферран сказал, что Sega не смогла бы добиться популярности версии Mega Drive, если бы Master System сумела полностью раскрыть свой потенциал. В результате компании удалось сделать эксперименты по переносу видеоигр с аркадных автоматов, придумать свой амулет — милого малыша-обезьянку Алекса Кидда. В рейтинге интернет-ресурса IGN в 2009 году консоль заняла 20-ое место из 25. Лидером списка стала NES. Обозреватель IGN придерживается мнения, что для консоли характерно небольшое количество игр в библиотеке с неравномерным качеством. Он отметил, что период между выходами главных игр мог составлять несколько месяцев. А каждая разработанная игра, получившая отрицательные отзывы, еще больше ухудшала ситуацию компании Sega.
Согласно информации, предоставленной обозревателем IGN, даже небольшое количество пользователей Master System не помешало сформировать надежную базу настоящих ее поклонников. В 2005 году Sega подписала соглашение с фирмой AtGames из Китая. Этот документ позволял начать изготовление эмуляционных продуктов для тайваньского и китайского рынков, Гонконга. Определенное количество запланированных игровых проектов было выпущено на сервисе Virtual Console. В конце февраля 2008 года для японских покупателей была выпущена дебютная игра на данном сервисе под названием Fist of the North Star. После нее, в марте 2008 года, в этом регионе появилась Fantasy Zone. Дебютным игровым проектом, созданным непосредственно для нового сервиса и реализации в Северной Америке, считается Wonder Boy. Его продажи начались в конце марта 2008 года.
03.02.2020